Август 11

Здесь все по-другому! (Америка 2004)

Летом 2004 автор — доктор экономических наук, тогда еще соискатель — целый год проходил за океаном стажировку, осваивая новые знания, технологии образовательного процесса
Один из пятидесяти


Летом 2004 автор — доктор экономических наук, тогда еще соискатель — целый год проходил за океаном стажировку, осваивая новые знания, технологии образовательного процесса
Один из пятидесяти

— Летом 2003 года из почтовой рассылки «Новости о грантах, конкурсах и стипендиях» (все, кто интересуется подобной информацией, могут подписаться на сервере Subscribe.ru) я узнал о том, что объявлен конкурс на участие в программе для преподавателей вузов Junior Faculty Development Program. Эта программа поддерживается Правительством США и администрируется Американскими советами по международному образованию. Программа предполагает стажировку в одном или нескольких университетах США с целью проведения научных исследований, разработки новых учебных курсов, совершенствования профессиональных навыков. В октябре 2003 г. я подготовил и направил организаторам программы проект на проведение исследования в сфере менеджмента творчества и разработку нескольких курсов в этой области.

В феврале 2004 года пришло письмо о том, что мой проект прошел во второй тур конкурса, и меня приглашают в Новосибирск для сдачи экзамена TOEFL на знание английского языка и интервью с представителями программы. В мае 2004 мне сообщили об успешном прохождении второго тура и пригласили в Москву для участия в заключительном этапе конкурса, который я тоже успешно прошел. Как позже выяснилось, конкурс на участие в этой программе по России был огромный: почти 50 человек на место.

В начале августа 2004 года я вместе с другими участниками программы (из России, Украины, Молдовы, Казахстана, Албании, Грузии, Сербии и других республик бывшего Советского Союза и балканских государств) прибыл в университет штата Миннесота (г. Миннеаполис) для участия в 10-дневной интенсивной подготовительной программе для адаптации к «американскому образу жизни». В середине августа я уехал в университет Дж. Вашингтона (г. Вашингтон) для стажировки на кафедре теории менеджмента Школы бизнеса и управления. Несколько дней ушло на знакомство с городом, университетом и кафедрой, а также на решение разных бытовых задач, вроде поиска и аренды квартиры.

Стажировка: учебные курсы — два в одном

Мне была предоставлена возможность посещать практически любые учебные курсы, читаемые профессорами не только университета Дж. Вашингтона, но и других, входящих в университетский консорциум г. Вашингтона. Информация о содержании всех предлагаемых курсов публикуется в специальном каталоге как минимум за полгода до начала семестра, а также представляется на веб-сайтах университетов, поэтому проблем с выбором интересных для меня курсов не было. Предварительно нужно было лишь согласовать их с преподавателями этих курсов. Большинство из тех преподавателей, к которым я обращался, давали свое согласие. Пользуясь такой уникальной возможностью, я в течение 2 семестров посещал на регулярной основе 12 магистерских и докторских курсов в рамках 2 программ: «Администрирование бизнеса» и «Социальное и организационное обучение». В итоге мне вручили 2 сертификата, подтверждающих успешное завершение этих программ.

Учебные курсы мне были интересны и с точки зрения методики преподавания, и с точки зрения содержания. Привычного нам разделения на лекционные и практические занятия там нет. Каждое занятие проходит в интерактивном режиме, когда новый материал представляется почти параллельно с его обсуждением со студентами. Студенты (от 8 до 20 чел.) в группе очень активно участвуют в обсуждении, задают много вопросов, предлагают свои подходы, комментируют ситуации, разбираемые на занятии, в свете своего опыта (все студенты магистерских и докторских программ работают в бизнесе, государственных или некоммерческих структурах, и часто — на серьезных должностях). Большинство преподавателей совмещают работу в университете с работой в государственных или бизнес-структурах (как правило, в качестве консультантов). По «глубине теоретизирования» занятия безусловно уступают нашим. Теории в нашем понимании на занятиях в общем то и нет (я говорю сейчас только о бизнес-школах). Занятия в основном практически-ориентированы и построены на case-studies по схеме: описание достаточно сложной ситуации (реальной или очень близкой к реальной), постановка задачи, обсуждение, подходы и методы решения, анализ решения. Т.е. обучение преимущественно идет по индуктивной схеме. Хотя несколько курсов, которые я слушал, например, «Статистические методы и модели в бизнесе», преподавались на весьма высоком теоретическом уровне.

Сравнивать «наши» и «их» подходы по шкале «лучше-хуже» трудно, ведь они строятся на разных академических и исторических традициях и обеспечивают разную эффективность в разных ситуациях и при разных условиях. Но бизнес-образование (не экономическое, а именно бизнес-образование, которое как раз и предлагают американские школы бизнеса) явно выигрывает от своей четкой практической направленности. В частности, серьезных трудностей с трудоустройством студентов, получивших степень бакалавра, нет; по крайней мере — нет проблемы «опыта», который требуют наши работодатели от выпускников. Студенты, хотя и не проходят специальных «практик» (как наши студенты), получают достаточно практических навыков на учебных занятиях, чтобы почти сразу включаться в работу.

Материалы курсов, которые я посещал в США, сейчас адаптирую и использую в учебных курсах, которые я преподаю студентам нашего экономического факультета: «Системы поддержки творческих решений», «Теория экономических игр», «Информационные технологии прогнозирования и оценки рисков», «Математические методы и модели в маркетинге».

Основную часть стажировки (и в смысле времени, и в смысле усилий) я посвятил исследованиям по теме, которой я занимаюсь вот уже почти 12 лет: феномен творчества. Последние 6 лет я изучаю этот феномен с экономико-управленческих позиций, прежде всего в контексте теории и методологии менеджмента творчества персонала. Творчество с этих позиций рассматривается в весьма прагматическом аспекте как генерирование новых и потенциально полезных (эффективных) идей для конкретной компании или организации. Менеджмент творчества — новая дисциплина не только для России, но и для Америки: серьезные исследования подходов к оценке творческого потенциала компаний, организационного климата для творчества персонала, эффективности «творческих тренингов», влияния творчества на результативность трудовой деятельности и т.д. начали проводиться лишь в 1990-х гг. Поэтому, возможно, мой исследовательский проект и заинтересовал экспертов программы JFDP. Еще до стажировки я был довольно хорошо знаком со многими зарубежными работами в области бизнес-творчества, но количество и качество работ, с которыми я познакомился во время стажировки, превзошли все мои ожидания.

Условия для научной работы во всех университетах США просто великолепные. Например, в Университете Дж. Вашингтона библиотека занимает большое 7 этажное здание с открытым доступом ко всем книгам, журналам и медиа-ресурсам. Я привез электронные варианты и копии свыше 300 статей и 50 книг по своей теме. Не было, кажется, ни одного случая, чтобы я не нашел интересующей меня статьи или книги, даже тех, что только появились в свежайших каталогах издательств. Если я не мог найти какую-то работу в каталогах библиотеки, я оставлял заказ, и через 1-2 дня экземпляр книги или копия статьи доставлялась из других библиотек.

Приоритетным направлением моих исследований являлась разработка новых математических методов для количественной оценки и анализа организационного климата для творчества и инноваций. Разработка математически корректных моделей и методов для такой оценки является новой задачей, поскольку подходы, существующие и использующиеся в зарубежной практике, обеспечивают оценку и анализ творческого и инновационного климата лишь на качественном уровне. Результаты этих исследований вызвали интерес у моих коллег. Я сделал около 10 лекций и презентаций для аспирантов и преподавателей по теме моих исследований.

Основным результатом своей исследовательской работы в США я считаю подготовку двух больших статей (свыше 20 стр. каждая) для 2 журналов, издаваемых престижным научным издательством Inderscience. Это Международный журнал концепций и философии менеджмента (International Journal of Management Concepts and Philosophy) и Международный журнала менеджмента и принятия решений (International Journal of Management and Decision Making). Для того, чтобы опубликовать статью в этих журналах, нужно пройти несколько этапов экспертизы. На первом этапе статью оценивает научный редактор журнала: соответствует ли тема и содержание направленности журнала, подходит ли по формальным требованиям и т.п. Затем редактор передает статью двум т.н. «слепым» рецензентам. Рецензирование называется «слепым», т.к. статья передается без каких-либо указаний на автора (имени, должности, регалий, места работы и т.д.). Рецензенты работают только с текстом. Автор, разумеется, тоже не знает, кто рецензирует его статью. Рецензенты оценивают актуальность статьи, новизну, содержание, и формулируют отзыв с замечаниями. Если отзыв в целом положительный, редактор пересылает его автору для корректировки статьи. После корректировки статья вновь передается редактору, который направляет ее рецензентам для принятия окончательного решения о публикации. Если решение положительное, редактор сообщает об этом автору, и статья передается в издательство. Затем уже технический редактор издательства проводит корректуру статьи и согласовывает с автором. В целом вся процедура от отправки статьи до публикации занимает не менее года. Обе мои статьи уже прошли стадию согласования издательской корректуры и будут опубликованы в конце этого года. Для меня это была довольно сложная работа, т.к. это был мой первый опыт подготовки статей на английском языке для серьезных журналов. У меня не было соавторов по этим статьям, но я благодарен моим друзьям и коллегам, которые на заключительном этапе подготовки статей помогли отшлифовать текст.

Кроме этих двух статей, в конце периода стажировки я начал работать над статьей совместно с коллегой из Международного центра исследования творчества о результатах применения разработанных мною методов для обработки данных по оценке инновационного климата на предприятиях Колумбии. Еще одну статью, материал для которой был подготовлен совместно с директором исследовательской программы Университета Дж. Вашингтона, я надеюсь закончить в ближайшее время.

Кроме проведения исследований и подготовки статей, в течение года я участвовал в девяти международных конференциях, среди которых конференции, проводимые такими солидными организациями, как Международный валютный фонд, Американская ассоциация менеджмента, Мировой банк. Наиболее интересными и полезными были конференции «Интеллектуальная собственность и творчество», «Инновации и творчество», а также семинар по методам решения нестандартных задач. Последний семинар проводился специалистами группы Эдварда Де Боно, который является одним из самых известных во всем мире авторов книг о творчестве в бизнесе, в т.ч. в России. Не могу назвать его работы серьезными исследованиями, но то, что его книги написаны очень интересно, отрицать нельзя. Де Боно — пожалуй, самый коммерчески успешный специалист в области бизнес-творчества, который только на проведении творческих тренингов заработал несколько десятков миллионов долларов. Семинары, проводимые его группой, были интересны, прежде всего, с точки зрения методов обучения приемам решения нестандартных задач и генерирования новых возможностей для бизнеса. На подобных семинарах демонстрируется технология генерации новых идей.

В мае 2005 года, после того как закончилась стажировка в Вашингтоне, я получил приглашение на двухмесячную стажировку в Международном центре исследования творчества в Баффоло (штат Нью-Йорк), где я продолжал исследования в области оценки творческого климата и начал несколько совместных проектов с коллегами. Это небольшой центр, там работают всего около 10 штатных преподавателей и сотрудников, но в то же время это уникальный и знаменитый центр, в котором работали в качестве приглашенных профессоров самые известные исследователи творчества. Центр обладает самой большой в мире библиотекой по творчеству, где есть уникальные ресурсы, которые невозможно найти больше нигде, например, магистерские и докторские диссертации, видеозаписи конференций и интервью с виднейшими исследователями в области творчества. Центр проводит не только следования, но и предлагает регулярные учебные курсы и программы по творчеству. Каждый год около 20-25 студентов получают степень магистра наук (MSc) в области творчества. Долгое время (с 1967 г.) этот центр оставался единственным в мире, где можно было получить такую степень. Несколько лет назад подобная программа была запущена Э. де Боно в университете Мальты.

для выбора наиболее эффективных, полезных идей — «Сначала придумай, затем оценивай». Я давно был знаком с основными этапами мозгового штурма и представлял себе, что это довольно просто организуемый процесс. Но в Баффоло я присутствовал на нескольких профессионально организованных сессий мозгового штурма, и я увидел, что за видимой легкостью стоит очень основательная подготовка. Мозговой штурм — это опять же технология. Весь процесс должен быть четко структурирован: и по времени, и по этапам, и по методам, и по участникам. Весь процесс организуется, направляется и контролируется специально подготовленным ведущим (facilitator). Международный центр исследования творчества проводит специальные курсы и тренинги по обучению таких специалистов, которые могут грамотно и эффективно провести мозговой штурм. Судя по количеству агентств креативного консалтинга, спрос на подобных специалистов весьма высок в США.



Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано Август 11, 2010 admin в категории "Uncategorized

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *