Декабрь 27 2010

Опыт Германии — на российскую почву

И.Н. Дубина, В.И. Крышка, Т.Г. Таранушенко

Интервью про краткосрочную командировку в Ольденбургском университете (Германия).


И.Н. Дубина, В.И. Крышка, Т.Г. Таранушенко

Интервью про краткосрочную командировку в Ольденбургском университете (Германия).

>- В рамках какой программы (гранта) осуществлялась стажировка? Из каких средств финансировалась?

В.К.: Стажировка осуществлялась в рамках проекта «Повышение качества образования на основе инновационных технологий в области социально-экономических наук в Алтайском государственном университете». Проект выполняется с сентября 1999 г., его основная цель — разработка и внедрение комплекса инновационных образовательных мероприятий в АГУ на основе использования международного и отечественного опыта по организации учебного процесса для обеспечения уровня подготовки специалистов, сопоставимого с тем, которое дают ведущие университеты мира.

Поэтому в рамках данного проекта была разработана программа профессиональной мобильности, куда и была включена данная стажировка. Ее цель состояла, во-первых, в установлении связей с зарубежными партнерами для последующей активизации программ мобильности, а во-вторых, в результате командировки предполагалось освоить положительный опыт организации учебного процесса в Ольденбургском университете, прежде всего в областях организации подготовки бакалавров, специалистов и магистров, преподавании базовых экономических дисциплин, методики преподавания, контроля знаний студентов и т.д.

Финансирование стажировки, как и других мероприятий Инновационного проекта, осуществлялось Международным банком реконструкции и развития через Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

— Какая работа предшествовала осуществлению стажировки?

И.Д.: Работы было достаточно много. Прежде всего необходимо было установить связи с зарубежными вузами, т.е. найти конкретный университет, и конкретных преподавателей, которые могли бы с нами сотрудничать, провести консультации, семинары, тренинги по вопросам организации экономического образования. В этом нам очень помог декан экономического факультета НГУ, профессор Г.М. Мкртчян, который является известным специалистом в этой области и хорошо знаком с различными западными системами образования. Кстати, Г.М. Мкртчян за последний год дважды приезжал в наш университет и выступал с докладами на конференциях «Экономика. Бизнес. Информационные технологии» и «Инновационные технологии в экономическом образовании», подготовка и проведение которых также осуществлялась в рамках Инновационного проекта развития образования в АГУ. Профессор Мкртчян помог нам установить контакты с Институтом экономического образования Ольденбургского университета, после чего совместно со специалистами института была разработана и согласована программа стажировки. Затем было составлено и отправлено в НФПК техническое задание на стажировку, после чего последовал длительный период его согласования, и, наконец, в апреле был подписан контракт на проведение стажировки.

— Расскажите, пожалуйста, об университете, в котором проходила стажировка.

И.Д.: Стажировка проходила в Институте экономического образования (ИЭО) Ольденбургского университета им. Карла фон Оссецкого Этот университет был основан в 1973 году на базе педагогического вуза. В настоящее время данный университет является, по принятой у нас терминологии, классическим университетом. В нем обучается более 13 000 студентов, а работает около 1 500 ученых, преподавателей, научных сотрудников и обслуживающего персонала, 200 человек из них имеет звание профессора.

Несмотря на то, что это сравнительно «молодой» университет («ровесник» АГУ), он, как и практически все западные университеты, активно сотрудничает с более чем 50 вузами США, Канады, Великобритании, Ирландии, Франции, Голландии, Польши, Болгарии, России и Туниса и вузами других стран. Партнерами вуза являются, например, Гронингенский университет (Голландия), университет Николая Коперника в г. Торуне (Польша), университеты Тоусон и Индиана (США), а также Новосибирский государственный университет (Россия).

Ольденбургский университет в настоящее время предлагает более 40 специальностей, по окончании которых 75 % студентов получают диплом с присуждением ученых степеней бакалавра и магистра, 25 % — диплом учителя. Обучение в университете, как почти во всех вузах Германии, — бесплатное, то есть любой человек имеет возможность бесплатно учиться хоть всю жизнь. И, действительно, в среднем немецкие студенты лет на 5-6 старше наших.

Структуру университета формируют факультеты педагогики; коммуникации и эстетики; социальных наук; экономики и права; философии, психологии и спорта (!); математики; биологии; физики; химии; информатики; литературы и языкознания. Каждый факультет разделен на институты (приближенный аналог наших кафедр, но с гораздо большей финансовой и административной автономией).

ИЭО возглавляет профессор Х. Камински. В составе института работает около 30 сотрудников, среди них 3 профессора. Институт экономического образования осуществляет подготовку учителей экономики для школ Германии, ведет научно-исследовательскую работу, разрабатывает научно-методические программы.

На базе данного института создан Германо-российский институт общего экономического образования, одним из основателей которого является также экономический факультет НГУ.

Приоритетным направлением деятельности ИЭО является разработка проектов по введению экономического образования в общеобразовательных школах, например: «Экономику в школу», «Практика и экономика в школе», «Экономика и гимназия», «Создание банка данных по экономическому образованию в Интернет», «Дистанционное экономическое образование на основе Интернет». Подготовка и реализация этих проектов является основным способом развития института, поскольку обеспечивает свыше 80% его бюджета. Проекты финансируются из различных государственных и коммерческих источников (общая сумма финансирования около 1 млн. евро). Работа Института, на мой взгляд, — очень яркий и характерный пример того, что западная наука является не только исследовательской деятельностью, направленной на получение новых знаний, но и формой предпринимательства, поскольку для нормального развития науки нужны и значительные финансовые поступления, и устойчивые профессиональные связи.

— Каким образом построен учебный процесс в Ольденбургском университете?

В.К.: Основным периодом обучения в университете является семестр, общей продолжительностью в 6 месяцев. Учебный год включает два семестра -зимний (октябрь-март) и летний (апрель-сентябрь). Каждый семестр, в свою очередь, включает ориентационный этап для иностранных студентов (2 недели), лекционный период (с 3-ей недели октября или апреля по 3-ью неделю февраля или июля). Весь период обучения в рамках подготовки дипломированных специалистов (бакалавров) и магистров занимает 9 семестров в зависимости от специальности того или иного факультета.

После каждого семестра студент должен получить удостоверения (сертификаты) о том, что он прослушал и активно участвовал в ряде учебных курсов. В целом после четвертого семестра студент должен получить два удостоверения об изучении иностранных языков и 12 о работе на семинарах и посещении лекций. При наличии этих удостоверений студент имеет право на сдачу экзамена, который включает предмет по выбранной специальности. Кроме того, студент в течение семестра должен написать и защитить преддипломную работу, только тогда студенты продолжают свою учебу. Выпускники университета должны защитить дипломную работу или сдать государственный экзамен, в зависимости от специальности. Например, учителя института экономического образования сдают государственный экзамен (т.к. их работодателями является государство, то на экзамене обязательно присутствует чиновник Министерства образования), а экономисты специалисты защищают диплом.

Магистратура в университете — это комбинаторная учеба. Это значит, что изучается в большинстве случаев две специальности. Например, на экономическом факультете изучаются экономика и право. По первой специальности пишется магистерская работа. Вторая специальность должна изучаться в объеме наполовину меньше основной. Все предметы могут быть скомбинированы. Например, в магистратуре могут изучаться такие предметы как: англистика, евангелистская теология, педагогика, германистика, история, искусство и средства массовой информации, музыка, философия, филология, политология, славянская философия, социология и другие подобные предметы.

В магистратуре, так же как и по специальности, учеба продолжается 9 семестров (4 семестра начальной учебы, которая заканчивается магистерским междисциплинарным экзаменом и 5 семестров, которые заканчиваются магистерским государственным экзаменом). Для работы магистров наиболее перспективными считаются такие области, как коммуникации, редакторская и лекторская деятельность, библиотечное дело.

В ИЭО учебный процесс в целом подчиняется правилам подготовки, установленным в университете, но имеет свои особенности. Во-первых, студенты проходят практику в школе. Во-вторых, семинарские занятия в подчинены выработке практических навыков проведения уроков в школе. В-третьих, выпускники сдают государственный экзамен, поскольку их выпускники будут работать в государственных школах.

— В какой форме проходила ваша работа во время стажировки?

И.Д.: Для нас были организованы и проведены семинары по программе «Система непрерывного экономического образования в Германии» и были выданы соответствующие сертификаты. Тематика этих семинаров включала в себя такие вопросы, как: организация подготовки бакалавров, проблемное содержание преподавания базовых экономических дисциплин; методика преподавания экономических дисциплин; использование информационных и компьютерных технологий в образовательном процессе; организация контроля знаний студентов; организация производственных и бизнес-практик; преподавание студентам-экономистам иностранных языков; современные формы и методам экономического образования в школах.

Семинары представляли собой по сути рабочие консультации, где мы не только знакомились с опытом работы специалистов Ольденбургского университета, но и активно обсуждали этот опыт. Мы присутствовали на нескольких лекциях и семинарах профессоров ИЭО, посещали уроки по экономике в немецкой гимназии, которые проводили студенты старших курсов. Вместе с сотрудниками института мы участвовали в работе межвузовской конференции по проблемам непрерывного экономического образования, где проф. Х.Камински представлял проекты своего института. Достаточно долго и продуктивно мы работали в прекрасной библиотеке университета, где очень много в том числе и англоязычной литературы. Одним из сильных потрясений было то, как прекрасно организована работа с фондами библиотеки, непосредственный доступ к которым имеет любой желающий.

— Что положительного и интересного можно отметить в немецком опыте экономического образования (система подготовки специалистов, содержание курсов, методика, преподавания и т.д.)?

В.К.: Поскольку ИЭО готовит учителей экономики для средних школ, поэтому, с целью изучения опыта подготовки бакалавров и магистров, для нас был организован семинар с участием руководства факультета экономики и права.

Этот факультет выделяется среди других факультетов университета, так как на нем обучается около 20% студентов. На факультете ведется подготовка экономистов по специальностям «Экономика», «Экономика предприятия», «Экономика народного хозяйства». Студентов, обучающихся по специальности «Экономика», можно условно назвать бакалаврами, хотя по мнению наших консультантов, это не совсем правильно, поскольку в Германии традиционно сложилась система подготовки специалистов.

Студенты экономического факультета имеют возможность построить свое обучение по собственным интересам. Если студенты желают изучать классическую экономику, то сначала можно поступить на специальность «Экономика» и получить диплом без какой-либо конкретной специальности, или в течение учебы они могут решить, в какой области экономики (экономика народного хозяйства или экономика предприятия) они хотели бы специализироваться.

В качестве второй специальности предлагается изучение юридических дисциплин. На факультете также можно получить смежную специализацию в области экологии или информатики.

Кроме того, у студентов есть возможность получить одновременно два диплома, так как существует соответствующий договор с университетом г. Гронинген (Голландия).

Организация учебы на экономическом факультете в известной мере повторяет организацию учебы в университете. Так, специалисты, получающие диплом и магистры разделены на два потока. 4 — семестра начальная учеба и 5 семестров — основная. По сравнению со студентами, получающими диплом, магистры изучают только половину специальных предметов. В другую половину входят, например, право, институциональная экономика, социология, политология и т.п. Для студентов, заканчивающих магистратуру, открываются возможности трудоустройства в следующих областях: реклама, маркетинг, общественная работа.

Студенты, обучающиеся на экономическом факультете, обязаны прослушать обязательные курсы, перечень которых заранее определен, и курсы по выбору. Обязательными общепрофессиональными дисциплинами являются, например, для студентов, обучающихся по специальности «Экономика народного хозяйства»: микроэкономика, макроэкономика, международная экономика, статистика, эконометрика. Дисциплины по выбору определяются каждым профессором и лектором (доцентом) самостоятельно. Студенты в начале каждого семестра выбирают и записываются на курсы, которые, по их мнению, должны помочь им в будущей практической деятельности. Разумеется, такой подход ведет к тому, что на обязательные курсы ходят большое количество студентов, а на некоторые дисциплины по выбору записываются и посещают занятия единицы.

На основе обязательных дисциплин и дисциплин по выбору формируется рабочий график (план) проведения занятий на весь семестр. В этом графике указывается очень краткое содержание той или иной дисциплины и продолжительность ее изучения. Этот график публикуется в отдельной брошюре, которую можно свободно приобрести в книжном магазине университета.

Продолжительность занятий студентов на факультете в среднем около 6 часов в день и 26 часов в неделю. В дополнение к лекционному периоду есть летние курсы, которые проводятся в августе в летней школе. В марте и сентябре студенты могут пройти платные подготовительные курсы для усвоения курсов промежуточного уровня. В течение семестра студенты обязаны написать и защитить семестровую работу. Список тем семестровых работ определятся тем или иным институтом факультета самостоятельно.

Уровень учебных курсов, которые преподаются в Ольденбургском университете, в основном можно охарактеризовать как промежуточный. (Базовые курсы начинают преподаваться в средней школе и используются при подготовке учителей). Промежуточный уровень, как известно, включает основные принципы базового курса, а также материал, который развивает и конкретизирует базовые принципы применительно к профессиональному высшему образованию. Сказанное в полной мере относится и перечню дисциплин, которые преподаются на факультете экономики и права.

Проблемное содержание преподавания базовых экономических дисциплин в Германии, в частности в Ольденбургском университете можно свести к следующим чертам:

1. Придание традиционным курсам по микро- и макроэкономике институциональной направленности. Это обусловлено традициями немецкой исторической школы, источники которой, в известной мере, находятся в в названной школе.

2. Преподавание единого курса по микроэкономике подразделяется , как правило, на два относительно самостоятельные курса: 1) экономика предприятия и 2) экономика домашнего хозяйства.

3. Сведение содержание курса по макроэкономике к проблематике, прежде всего, к экономике народного хозяйства. При том курсы по мировой экономике и международной экономике преподаются как относительно самостоятельные курсы.

Промежуточный курс по микроэкономике (экономике домашнего хозяйства) хозяйства включает темы рынка, эластичности спроса, специфики потребительского спроса, поведения потребителей на рынке, доходов и расходов потребителей, равновесия и неравновесия потребителей и т.п.

Далее, промежуточный курс по микроэкономике (экономике предприятия), в свою очередь, включает темы рыночного предложения, структуры предприятия, анализа производственной функции, издержек и дохода фирмы, поведения фирмы на определенных рынках и т.п. Отметим что, при подготовке к семинарским занятиям по микроэкономике студентам рекомендуется известная в России учебная литература, например: Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Учебник для вузов. М., 1997. Промежуточный курс по макроэкономике (экономике народного хозяйства) примерно включает темы процесса производства в народном хозяйстве, хозяйственный кругооборот и общественный продукт, рынок и цена, деньги денежное обращение, рынки факторов производства, экономическая политика и другие.

В рамках магистратуры значительное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин, германской модели образования, основанной на принципах институционализма и социально-ориентированной рыночной экономики, а также педагогики.

И.Д.: Что касается методики преподавания, то преподавание базовых экономических дисциплин и дисциплин по выбору в Ольденбургском университете, как на экономическом факультете, так в институте экономического образования, ведется преимущественно традиционным образом: читаются лекции, проводятся семинарские занятия и т.п. Однако есть и некоторые интересные особенности.

Прежде всего нужно отметить открытость занятий для обратной связи между лектором и слушателями. Лектор очень свободно (я бы даже сказал, с определенным артистизмом) излагает материал, сосредотачивая свое внимание на относительно новых и проблемных аспектах. Для определения степени усвоенности излагаемого материала, лектор в ходе лекции задает краткие вопросы. Слушатели, в свою очередь, либо задают лектору уточняющие вопросы, либо высказывают свое мнение по услышанному материалу. Таким образом, в ходе лекции, как правило, происходит свободный обмен мнениями между лектором и слушателями, что, безусловно, способствует лучшему пониманию материала.

Методика проведения семинарских занятий, как правило, имеет форму деловых игр, включая элемент конкурентности. (Эта методика, разумеется, применяется тогда, когда позволяет изучаемый материал). Такой семинар проходит следующим образом. В конце каждого предыдущего занятия преподавателем объявляется проблема будущего занятия. Например, проблема потребительского выбора на рынке. Решение этой проблемы предлагается нескольким подгруппам студентов (их может быть 3 или 4), Эти подгруппы должны подготовить свой вариант решения. Студенты при помощи доступных им средств (рекламных плакатов, магнитофонов, компьютеров и т.п.) готовят домашнее задание и в ролях разыгрывают его на семинарском занятии. В результате получается несколько «миниспектаклей» экономического поведения потребителей на рынке, спектаклей, которые оживляют и олицетворяют изучаемый теоретический материал. Тем самым теории придается практическое значение, экономическая практика получает теоретическое наполнение.

Примерно в таких же формах, но, конечно, на другом уровне проводятся уроки по экономике в школах, где экономика преподается с 7 класса в течение 5 лет. Мы присутствовали, например, на уроке в 10 классе, который проводился в форме деловой игры по выбору организационно-правовой формы предприятия. Преподаватели определили задачу урока, создали рабочие группы из учеников, определили средства решения задачи. Для решения поставленной задачи школьники воспользовались компьютерным классом для работы с информационными ресурсами Интернет. После работы в компьютерном классе школьники вернулись в учебный класс и представили в виде мини-презентаций полученные результаты. Следует отметить, что подавляющее большинство школьников правильно справились с поставленной задачей, нашли оптимальную форму организации предприятия с целью максимизации прибыли.

— Каким образом в немецких вузах контролируются знания студентов?

В.К.: Контроль посещаемости лекций и семинарских занятий студентами в университете, факультете экономики и права и в ИЭО, как правило, не ведется. Однако, посещаемость занятий довольно высока, т.к. студенты достаточно ответственно относятся к своему образованию, поскольку им необходим получить несколько сертификатов. Текущий контроль знаний осуществляется в основном проведением либо промежуточного тестирования, либо коллоквиумов, по результатам которых преподаватель проставляет оценки в журнале. Однако, основной формой контроля является семестровый экзамен, который принимают, как правило, штатные преподаватели того или иного института. Для допуска к сдаче экзамена студенты пишут заявление, которое визирует лектор, ассистент курса и директор института. Для сдачи государственного экзамена по специальности студент обязан сдать все обязательные дисциплины и установленное количество дисциплин по выбору.

Интересно отметить, что на факультете экономики и права практики для студентов специально не организуются, поскольку, как нам сказал один из руководителей факультета — проф. Пфафенбергер, «приоритетным направлением деятельности факультета является организация получения студентами высшего образования». Профессиональные навыки студенты приобретают самостоятельно, работая после учебы в тех или иных фирмах, учреждениях и т.п. В ИЭО, напротив, предусматривается прохождение студентами двух школьных практик, в течение которых будущие преподаватели получают и закрепляют профессиональные навыки школьного учителя экономики. В частности, в практиканты обязаны провести установленное количество уроков и один открытый урок, на котором присутствует штатный преподаватель ИЭО, который является основным консультантом. Организацию проведения школьных практик студентов берет на себя институт. По результатам школьной практики будущие учителя пишут отчет.

— Насколько активно в учебном процессе университета используются современные компьютерные технологии?

И.Д.: Дело в том, что овладение студентами компьютерной грамотностью не является задачей немецких университетов (в отличие от многих российских вузов), так как уже в основной школе ученики используют компьютеры на занятиях по многим предметам помимо информатики. Занятия в немецких школах показали, например, что уровень компьютерной подготовки школьников старших классов соответствует приблизительно уровню студентов 2-го курса среднего российского вуза. В частности, выпускники гимназии должны владеть программными средствами MS Office на уровне опытного пользователя. Немецкие школьники легко ориентируется в Интернет, находят нужную информацию, принимают решения.

Поскольку студенты немецких университетов имеют достаточный уровень навыков работы на компьютере и практические знания в области компьютерных и сетевых технологий, общеобразовательные учебные курсы, аналогичные курсу «Информатика» в российских вузах, там отсутствуют. Специальные и углубленные курсы по компьютерным технологиям преподаются на экономическом факультете лишь для студентов, специализирующихся в области экономической информатики. Тем не менее, компьютеры и общепользовательское программное обеспечение в той или иной степени используются при преподавании практически всех предметов.

Это проявляется, прежде всего, в том, что на лекциях и практических занятиях широко используются ноутбуки и проекционная техника. Обычной практикой является представление студентами результатов выполнения домашнего задания в виде Power Point — презентаций. Компьютерные классы в школах и университетах предназначены преимущественно для проведения занятий, а не для самостоятельной работы, так как практически все школьники и студенты имеют компьютеры дома или в кампусе.

Поскольку самостоятельной работе студентов в немецких вузах придается особое значение, необходимо отметить широкое использование Интернет студентами при подготовке заданий преподавателей. Практически каждый компьютер, подключенный к локальной сети, в немецких школах и университетах имеет свободный выход в Интернет. В университетской библиотеке помимо многочисленных специальных компьютеров для работы с электронным каталогом, содержащим сведения о книгах во всех публичных библиотеках города, целый зал отведен для свободной работы в Интернет.

Очень активно преподаватели и студенты Ольденбургского университета используют различные региональные и национальные образовательные Интернет-платформы, например, www.campus-virtuell.de. На этих платформах преподаватели представляют для своих студентов расписание занятий, программы курсов, домашние задания, содержание и полные тексты лекций и даже записи своих лекций в стандартных видеоформатах. За счет использования форумов, гостевых книг, анкетирования, электронной почты и прочих коммуникационных средств на таких платформах обеспечивается высокий уровень интерактивного общения студентов и преподавателей.

ИЭО совместно с институтом дистанционного обучения и другими организациями осуществляет несколько масштабных проектов, связанных с дистанционным и «электронным» образованием (e-learning). Среди таких проектов создание полнотекстового банка данных для довузовского и послевузовского экономического образования, включающего в себя учебные планы, образовательные модули, информацию о рынке труда для выпускников и др. Бюджет проекта — 200 000 евро. Технически такой банк данных будет распределен на серверах трех университетов Германии. Реализация этого проекта предполагает использовать Интернет в качестве коммуникационной среды и специализированную платформу Lotus Notes Learningspace. Для участников стажировки были проведены специальные семинары, на которых были представлены возможности данных технических средств для дистанционного образования.

— Какие выводы вы сделали о возможностях развития экономического образования в России, с учетом опыта Германии?

В.К.: Среди основных уроков командировки необходимо выделить следующие соображения.

1. Реформа образования, которая проходит в России, на наш взгляд, должна иметь комплексный характер и быть направленной на формирование непрерывной системы образования, системы, которая охватывает все образование в целом. В этой связи весьма актуальным представляется опыт функционирования германской системы образования, с которым мы познакомились в период командировки Для более дательного ознакомления с данной системой, разумеется, необходимо значительно больше времени. Но даже сейчас очевидно, что при реформировании российской системы образования необходимо, прежде всего, обратить внимание на среднюю школу, сделать ее единой, но дифференцированной. Речь идет не о голом копировании немецкого опыта работы основной школы, реальной школы и гимназии, а о разнонаправленных ветвях единой школы, готовящих для каждого высшего учебного заведения своего абитуриента. В Германии практически все образование бесплатное. В основных школах 10 лет дети учатся в одинаковых условиях, нет яркого деления на элитарные школы и остальные.

Представляется, что основная школа должна готовить выпускников для поступления в профессиональные училища начального уровня, школы-лицеи — в средне-профессиональные учебные заведения и, наконец, гимназии — в высшие. Период обучения должен быть различен для каждой школы. Основная школа — 11 лет, школа-лицей — 12, гимназия -13 лет. Это позволит подготовить для каждого учебного заведения своего абитуриента. Важно подчеркнуть, что гимназия должна готовить выпускников для классических университетов.

2. Поскольку в гимназии предполагается 13-и летнее обучение, то часть предметов из цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также дисциплин естественно-математического блока можно будет передать в ранг гимназии (речь идет о социологии, политологии, философии, эстетике, информатике, математике и т.п.). Тем самым увеличится время для более обстоятельной профессиональной подготовки студентов, и период обучения в вузах можно сократить до 4,5 лет. В таком случае, выпускники будут заканчивать вуз в возрасте где-то около 25 лет. Но следует учесть нашу специфику: в настоящее время средняя продолжительность жизни в России на 10-15 лет меньше, чем в Германии, что также следует принимать во внимание при реформировании образования.

3. Исходя из полученного к ходе командировки опыта, можно заключить, что для классических университетов из экономических специальностей достаточно оставить четыре: 1) экономика; 2) экономика фирмы; 3) международная экономика, 4) экономика отрасли. Более узкие экономические специальности необходимо, на наш взгляд, передать экономическим вузам или академиям.

4. Структура профессионального образования для любой названной специальности в классическом университете должна включать такие разделы, как: всеобщее профессиональное образование, общее профессиональное образование, частное профессиональное образование, специальное образование.

В блок всеобщего профессионального образования целесообразно включить курсы по общей экономике, микроэкономике, макроэкономике, мезоэкономике и другие

В блок общего профессионального образование логически входят дисциплины: эконометрика, статистика, финансы, бухучет и т.п.

В блок частного профессионального образования, на наш взгляд вписывается: экономика предприятия, экономика народного хозяйства, экономика отрасли, экономика общественного сектора и т.п.

В блок специальных дисциплин, например, для экономики предприятия можно предложить дисциплины: логистика, маркетинг, менеджмент, экономика труда и т.п.

5. В настоящее время сложилась путаница в определении и юридическом оформлении той или иной квалификационной степени выпускников вузов. Так, в дипломе бакалавра записано, что ему присвоена соответствующая квалификационная степень (бакалавр). Далее, в дипломе, как мы называем специалиста, записано, что владельцу диплома присвоена квалификация экономиста по соответствующей специальности. Это очевидная нелепица. В последнем случае общая профессия путается со степенью ее овладения. Чтобы исправить данную нелепость, необходимо ввести три степени или уровня квалификации экономистов: 1) бакалавр, 2) специалист, 3) магистр. Присвоение той или иной степень можно определить соответствующими нормативными документами. Но уже сейчас ясно, что присуждение той или иной квалификационной степени студентам будет зависеть от выполненных требований.

6. Необходимо создать, где это, разумеется, позволят условия, гибкую систему бакалавриата — специальности — магистратура. На математическом факультете АГУ этот вопрос уже решен. Есть реальная возможность создать такую систему и на других факультетах, в частности, на экономическом факультете АГУ.

7. Работа с консультантами показала, что основная беда профессиональной российской высшей школы — относительная оторванность периферийных вузов от ведущих мировых учебных центров (в т.ч. из-за недостаточно устойчивой работы внешнего канала связи Алтайского государственного университета и экономического факультета). Без реального постоянного общения создать современную профессиональную высшую школу невозможно. Представляется необходимым в рамках НФПК или другой программы создать некий банк данных зарубежных вузов, готовых сотрудничать с российскими вузами.



Copyright 2009-2017. All rights reserved.

Опубликовано Декабрь 27, 2010 master_tot в категории "Искатель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *