Дармштадт

Н.Я. Медведев
О стажировке профессора математики в Германии
Каждый законопослушный преподаватель нашего университета должен постоянно повышать свою квалификацию. Как я выяснил, за повышение квалификации в России (учеба на факультетах повышения квалификации) надо платить, и довольно много. Два года тому назад я зашел в международный информационный центр нашего университета к Т.А. Рубцовой и узнал, что возможно прохождение стажировки за границей и платить за нее совсем не надо. Я выбрал Германию, поскольку знал, что в Новосибирске есть немецкое консульство, а ехать в Москву для оформления визы уж очень не хотелось. В 2001 году я оформил все необходимые бумаги на стажировку в Технический университет города Дармштадт (поскольку я давно сотрудничаю с математиками этого университета) и отослал их в московское представительство DAAD. В мае 2002 года я получил письмо от президента немецкой службы академических обменов (DAAD) профессора Беркхема о том, что моя заявка на стажировку в Германию удовлетворена и что я могу оформлять командировку.
Вечером 20 сентября самолет авиакомпании "Сибирь" приземлился в аэропорту Франкфурта, и через час я уже был в Дармштадте. Меня встретил профессор Кеймел, накормил, привез в университет, выдал три ключа (от здания факультета математики, библиотеки и офиса), показал мне мой офис (который практически не отличался от того, который был у меня в Кембриджском университете) и потом отвез меня в мою квартиру (от здания факультета до квартиры всего 100 метров). Квартира оказалась двухкомнатной с кухней и ванной. Причем она не претерпела евроремонта, а просто была по-европейски построена.
Технический университет г. Дармштадт основан около ста лет тому назад. Сейчас в нем насчитывается около 15 тыс. студентов (из них около 3 тысяч иностранных студентов). Содержит в своем составе факультеты естественных наук: математический, физический, химический и биологический факультеты (около 5 тысяч студентов). Я работал на математическом факультете, поэтому расскажу о нем более подробно. На факультете обучаются около 700 студентов и аспирантов. Имеются разные программы подготовки: бакалавры, магистры, школьные учителя, аспирантура. В Германии учеба в университетах бесплатная для всех. Поэтому сейчас в университете учится очень много иностранных студентов из Турции, Ирана, Китая, Греции. Российские студенты тоже есть, но очень мало. Программа обучения по математике во многом совпадает с нашей, а вот философия, иностранный язык и физкультура исключены из обязательной программы. Но если вы хотите, то вы можете изучать философию, иностранный язык факультативно. Таким образом, обязательная учебная нагрузка у студента 1 курса равна 24 учебным часам при пятидневной учебной неделе. Университет имеет прекрасный спортивный комплекс со стадионом и бассейном.
Факультет математики располагается в отдельном монолитном бетонном пятиэтажном здании, выстроенном в духе центра Помпиду в Париже. Размер здания факультета математики в два раза больше, чем здание нашего университета на Красноармейском проспекте. Рядом со зданием факультета находится четырехэтажный гараж для парковки машин преподавателей. Здание факультета содержит внутри минимум украшательств и минимум пластика. В этом корпусе находятся офисы преподавателей, 5 комнат (по 30 мест) для самостоятельной работы студентов, два компьютерных класса (50 рабочих мест с постоянным доступом в Интернет), большая библиотека факультета и читальный зал на 100 мест (при этом все занятия ведутся в других лекционных корпусах). Факультетская библиотека выписывает практически все журналы по математике, издаваемые в мире, быстро и надежно работает межбиблиотечный абонемент. Парк компьютеров, в основном, составляют компьютеры Pentium-3 (от 800 MHz, 128 MB RAM) с мониторами 17-19 дюймов. Научная работа на факультете ведется по принципу рабочих групп (таких на факультете 14). Каждая рабочая группа имеет свое финансирование, свою отдельную комнату, как правило, свою библиотеку и свой регулярный научный семинар. Руководители рабочих групп имеют возможность приглашать для совместной научной работы зарубежных ученых. Я работал в рабочей группе N 14, возглавляемой профессором Кеймелом. За три месяца в работе моей рабочей группы приняли участие 4 математика из стран СНГ, 1 из КНР, 1 из Франции, 2 из Польши, 1 из Чехии, 1 из Гвинеи. Кроме того, на факультете есть еженедельный общефакультетский научный семинар. Рабочие группы, как правило, выполняют также и прикладные исследования и разработки по заказам фирм. В отличие от нас, немецкие (и английские) коллеги работают очень много. Каждый из них приходит в свой офис на факультете в 9-00 и уходит после 18-00 (отлучается только на занятия и обед). Они проводят очень много индивидуальных консультаций.
Сейчас в Германии высоко оценивается наличие опыта работы (учебы) преподавателя за рубежом. Этот опыт по меньшей мере гарантирует наличие постоянных международных научных связей и дает студентам университета ощущение вовлеченности в мировой общеобразовательный процесс. Из преподавателей математического факультета более трети либо работали, либо учились и защищались за границей.
Очень тщательно проходят выборы преподавателей. Я был свидетелем того, как проходили выборы на должность профессора на математическом факультете. Объявление о выборах было дано летом. В отличие от наших университетов, на эту должность не могут претендовать сотрудники факультета, а только преподаватели из других университетов (после выборов они могут спокойно работать в этой должности до пенсии). Конкурсной комиссией факультета (в её состав также входили студенты) было получено 10 заявлений от математиков из пяти стран: Германии, Канады, Израиля, Швейцарии и Франции. В сентябре-октябре каждый из претендентов делал научный доклад на немецком языке (50 минут). После доклада, как правило, следовало 10-15 вопросов. После заслушивания докладов (их было 8), комиссия факультета отсеяла трех претендентов и передала свои рекомендации комиссии университета. Далее, комиссия университета должна дать свои рекомендации (в декабре это ещё не было сделано) и передать их в правительство, где и принимается окончательное решение. Весь этот процесс выборов занимает 1-1,5 года. (Для себя я до сих пор не решил, немецкая ли это основательность или просто пример той же самой немецкой бюрократии, либо и то, и другое.)
Во время стажировки я получил ряд новых результатов. Выступил с двумя докладами на научных семинарах факультета о своих результатах, в издательстве университета опубликовал полученные результаты в виде репринта. Для дальнейшей научной работы привез более 100 научных статей и книг. В заключение, я рекомендую всем сотрудникам университета для повышения квалификации использовать опыт и пробивную мощь нашего международного отдела.
Your rating: Нет