Никитин Юрий. Как стать писателем (конспект)

1. Концовки глав надо отделывать особенно тщательно.
2. Ключевое слово всегда ставится в конце фразы. Пример: У попа была собака. Надо – Собака была у попа.
3. Не вешать на каждое дерево табличку с надписью «дерево».
4. Создавать более идеальные миры, чем в жизни.
5. Не перебарщивать с описаниями.
6. Убрать «свой».
7. Что пишется легко, читается трудно.
8. Любой материал сдается. Куча идей.
9. Женщина всего лишь функция.
10. Не сообщать, что произошло («рассердился», «обрадовался»), а рисовать («нахмурился», «растянул рот до ушей»).
11. А попробуйте и вы: «Чуден Днепр при тихой погоде. Редкая птица долетит д середины реки». ЭТО АРГУМЕНТ!
12. Важна оригинальная идея, потом темы.
13. «Я хочу поделиться с читателями своими мыслями»!!! Нельзя!!! Говорить на одном языке с людьми.
14. Поучать, развлекая.
15. Укорачивать фразы, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Уменьшай слова на более короткие.
16. Эстетическое должно быть динамичным!!!
17. Приукрашать жизнь!
18. Метафоры! «Вчерашний чай подобен яду».
19. Без собственных комментариев!
20. Избегать фраз-солитеров! Пример: Он взял свои рыцарские доспехи и долго шел с ними по длинному залу королевского дворца к выходу». Нельзя! Надо: Он взял рыцарские доспехи, портреты провожали его взглядами до самого выхода, королева ответила на поклон и т.д.
21. Никогда не обещать точных сроков.
22. Можно без аллитерации.
23. Не забывай про юмор.
24. Литература – впечатление! Не надо точно описывать.
25. Старайся без эпиграфов.
26. Позволять обижать положительного героя, чтобы расправа была оправданной) Благополучный герой неинтересен.
27. Временя. Загляни в блокнот.
28. Трагедия – когда обе стороны правы.
29. Используй простые сравнения и преувеличения. Нос «как у поросенка», «как у пеликана».
30. Не умножать ни героев, ни события без острой необходимости(=3)
31. Все должно идти на индивидуальность: внешность, характеры, одежда, даже имена и клички.
32. Убрать предложения-гусеницы. Пример: «Олег начал присматриваться к деревьям, нахмурился, посмотрел по сторонам, затем пустил коня в чащу». А надо: Олег начал присматриваться к деревьям, на лице появилось озабоченное выражение, конь под его рукой свернул в чащу».
33. Не украшать текст! Нужные слова – в нужном месте.
34. Сдвиг в характере! Герой должен нравственно меняться.
35. Не забывать про время, место, погоду, где происходит.
36. Работать по заранее разработанному плану! (Знаешь начало и конец)
37. Снижение образа.
38. Не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами.
39. Вычеркивать сорняки: «это».
40. Удалять слова: был, свой, было, были, он, его, ее, их, мой, моя, мои, все, это у нас, уже, однако, вдруг, внезапно, неожиданно, ибо, только, что-то, который, которые, которая.
41. Переводить из прошедшего в настоящее время!
42. Осторожнее с прилагательными! Лучше без них.
43. Над главными героями юмор не уместен.
44. Утверждение всегда сильнее, чем отрицание! «Тут не было никакого леса» Лучше «мы ехали по голой пустыне»
45. Сокращать фразы: послышался негромкий треск, надо: докатился негромкий треск.
46. Убирать звуки: по по…, на на…, за за…
За заботу – нельзя!
За прием и заботу.
47. Никому неинтересны туманные сюжеты (где ничего никому не понятно) – придумывай план.
48. Никогда не пиши о говне.
49. Обращай внимание на предлоги, союзы. Например: нацелился на человека. А надо: нацелился в человека.
50. Убирать «послышался», «донесся», «прозвучал», «стоял», «раздался», «стал».
51. Мера романа - сдвиг в характере. То, что авторы-классики делали чисто на интуиции, вы можете делать по «школе». Для них это вершина, для вас - норма.