Самойлова Анна «С чего начать?»

Для писателя произведение начинается с первого предложения. Вы, наверное, слышали такую характеристику: "Цепляет с первой строчки", и, наверняка, в вашей жизни были случаи, когда открыв книгу, начинали читать перый абзац, и... приходили в себя, только перевернув последнюю страницу. Или, прочитав первую строчку, дочитывали рассказ, который, в общем-то, не собирались читать. В моей жизни такие случаи были.
Итак, какова роль первого предложения?
Да, огромная! Я приведу примеры, как начинали свои рассказы некоторые великие рассказчики.
Михаил Булгаков "Полотенце с петухами"
Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет, а тому, кто ездил, и напоминать не хочу.
Михаил Булгаков" Я убил"
Доктор Яшвин усмехнулся косенькой и странной усмешкой и спросил так:
-Листок с календаря можно сорвать? Сейчас ровно 12, значит, наступило 2-е число.
Н.В. Гоголь "Иван Федорович Шпонька и его тетушка"
С этой историей случилась история: нам рассказывал ее приезжавший из Годяча Степан Иванович Курочка.
Н.В. Гоголь "Вечер накануне Ивана Купала"
За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
Василий Шукшин "Даешь сердце!"
Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевка, качнув стылую тишину, глухо ахнули два выстрела.
Василий Шукшин "Чудик"
Жена называла его Чудик. Иногда ласково.
Сигизмунд Кржижановский "Собиратель щелей"
Сказка лежала, блестя непросохшими буквами, на письменном столе, рядом с чернилиницей.
Сигизмунд Кржижановский " В зрачке"
Любовь у людей пуганная и с зажмурью: ныряет в сумерки, шмыгает по темным углам, шушукает, прячется за занавески и тушит свет.
Андрей Платонов "Афродита"
«Жива ли была его Афродита?» — с этим сомнением и этой надеждой Назар Фомин обращался теперь уже не к людям и учреждениям — они ему ответили, что нет нигде следа его Афродиты, — но к природе, к небу, к звездам и горизонту и к мертвым предметам.
Андрей Платонов "РОДОНАЧАЛЬНИКИ НАЦИИ, или БЕСПОКОЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ"
Город, что он такое!
Шли-шли люди, великие тыщи шли по немаловажному делу, а потом уморились, стали на
горе — реки текут тихие, вечереет в степи; опустились на землю люди, положили сумки и
заснули, как птицы — всею стаей.
Поднялись и забыли куда шли: сном изошла тревога, которая вела их по дорогам земли.
Андрей Платонов "Сокровенный человек"
Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки.
Это несколько примеров интересных начал рассказов. Удачное первое предложение, это жемчужина великой ценности. Иногда рассказ появляется на свет, только потому, что писатель придумал удивительное первое предложение, а потом его было жалко забыть, затерять, и писатель написал рассказ, повесть или роман.

Хотелось бы на

BELOV аватар
Хотелось бы на примере автора статьи "С чего начать" ещё раз убедиться, что, во-первых,любое начатое сочинение содержит первое предложение и можно было об этом всем известном факте даже не упоминать; во-вторых, считаю неверным мнение, что очень важно интересно начать первую фразу, "зацепить читателя," а там он, гремычный, уже не сможет оторваться от написанного автором белеберды. Вроде, так получается у Самойловой А. Ей,действительно, удалось, по крайней мере меня, заинтересовать началом статьи.
Но "зацепив" своим утверждением Самойлова заполнила всё пространство изложенной статьи отдельными примерами блестящих начал произведений хорошо известных авторов. И список получился внушительным: он занял всю статью Самойловой А.! Я читал это нудное перечисление многих начальных фраз сочинений известных писателей, но так и не дождался, когда сама Самойлова возьмётся за рассуждения и доказательства выдвинутого ей тезиса. Ан, нет! Автор заканчивает этим перечислением статью и снова повторет лозунг о значимости первого предложения в сочинении автора. Короче говоря, мне были представлены одни голые факты. Самойлова так и не решилась на анализ и доказательства верности выдвинутого тезиса. И получилось: главное - интересно начать,"зацепить," и "дело будет в шляпе." Правда, вместо серьёзных размышлений Самойлова А. приводит пример, "что иногда рассказ появляется на свет только потому, что писатель придумал удивительное первое предложение..." Если подходить к этому примеру по философски (а здесь, как раз, применимы философские категории "Начало" и Конец"), то можно привести утверждение Ф.В.Ф. Гегеля, что "начало есть конец, конец есть начало" Отсюда выходит, что задуманная первая фраза сочинения настоящего писателя не есть плод его ежесекундной фантазии, а КОНЕЦ его раздумий над всей тематикой сочиения или, хотя бы, над главным ядром будущего сюжета. И чем ярче и глубже видит писатель конечную цель, чем он талантливее, тем больше у него есть шансов сразу "зацепить" своего читателя, как, например, это делает Л.Толстой в Хаджи Мурате.